(Беседа с благочинным Торжокского района протоиереем Николаем)

Раньше, конечно, храм посещали всегда, каждое воскресенье, в воскресные дни не работали. Посты соблюдали, в основном, все. Большинство людей соблюдало посты. А вот в отношении причастия в истории церкви были разные периоды. Древние христиане причащались очень часто, каждое богослужение. Для древних христиан немыслимо было присутствовать на Литургии не причастившись. Все причащались. Уже в более позднее время, ну, скажем, время дореволюционное наше, причащались самые благочестивые люди четыре раза в год, ну кто-то еще в День Ангела — 5 раз. А так большинство населения причащались один раз в год. Великим постом говели, причащались, это было предписано во всех учреждениях. Даже на каторге, помните, как Достоевский описывает? «Мертвый дом»? То есть, эта практика менялась. Поэтому вот сейчас, в связи с этой эпидемией, можно возвратить и старую практику, на это время хотя бы. И я вот еще помню, было это может лет тридцать назад, у нас в церквях на Пасху вообще причащения не было.
Первый раз я увидел, что причащают на Пасху в Смоленском соборе. Это был наверно 1988 или 1989 год. Совершал богослужение нынешний патриарх и причащалась вся церковь. На меня это произвело очень сильное впечатление, мне это очень понравилось. Такую практику мы в основном сейчас и используем. Но в связи с периодом эпидемии коронавируса может имеет смысл вернуться — на несколько месяцев, на полгода, к той практике. Страшного в этом ничего нет. Патриарх приводил пример по поводу Марии Египетской. Понимаете, там-то конечно были особые обстоятельства. Это просто не обыденный случай. Но человек если верует и исповедует свои грехи, то, что он причастится пореже, тоже, я думаю, страшного ничего не будет. https://www.youtube.com/watch?v=dl5TZPBx29A.

Алекс Д.