Схема обмана при покупке онлайн: что должно насторожить

Еще, казалось бы, каких-то полгода назад можно было услышать от стильной модницы или элегантной дамы: «Онлайн шопинг? Да что вы. Не представляю, как можно купить вещь, не потрогав, не осмотрев качество швов, не померив, наконец».
Но жизнь вносит свои коррективы. Сколько уютных небольших магазинчиков не выдержали «коронавирусного» простоя, закрылись на ремонт, а то и навсегда. Зато все большие обороты набирает торговля онлайн. И вот даже убежденной стороннице покупок «вживую» начинает казаться, что приобрести платье через интернет — неплохая идея. В конце концов, если что-то пойдет не так, можно вернуть товар.
Так рассудила новоторка Ольга Н. И заказала себе наряд. Потом, правда, ей пришлось идти в редакцию и рассказывать о своем печальном опыте: как становятся жертвой беспринципных интернет-торговцев. Может быть, кто-то сделает из этой истории выводы и устоит перед соблазном приобрести обновку у неизвестного продавца.

Платье нашлось!
Ольга увидела в сети сайт, как ей показалось, знакомого магазина модной одежды. Забегая вперед, скажем: этот сайт не имел никакого отношения к магазину, услугами которого пользовалась женщина в реале. Просто был очень похож. Да и ассортимент — ну как будто прямо в тех витринах наряды и фотографировали. Женщина увидела в каталоге даже ту модель, которую примеряла «до пандемии». Но так и не купила тогда, а потом магазин закрылся.
Разумеется, покупательница была очень рада обнаружить, как она думала, «интернет-версию» полюбившегося ей магазина. И поспешила сделать заказ. Вот как раз то самое классическое нежно-голубое льняное платье, что присмотрела по весне. Размер знала, как сидит — видела, ну что может пойти не так?
Нет, конечно, если бы магазин непременно требовал предоплату, она бы от покупки отказалась — слишком много развелось аферистов, которые вот этим и живут: предоплату получают, и исчезают. И если бы для подтверждения заказа ее попросили бы пройти по незнакомой ссылке, тоже бы этого делать не стала (а то вдруг данные украдут).
Но ей просто перезвонили. Уточнили номер модели в каталоге, сказали, что оплата наложенным платежом при получении возможна, предложили массу невероятных скидок, если она закажет три платья вместо одного. А если четыре, то пятое вообще подарят бесплатно. Но женщина хотела конкретный наряд, так что три платья покупать не стала, как ни уговаривали, остановилась на одном. И заказ отправился в путь.
Придя на почту за посылкой, заказчица уже почувствовала: ей многое не нравится. Отправителем в документах значилось некое LLC «Parcels Pro”, продавцом — ООО «Фортис». Но ведь заказ она делала в магазине с совершенно другим названием. В качестве обратного адреса был указан абонентский ящик, что тоже наводило на мысль: а вдруг дело нечисто?

Кирпич и то полезнее
Ольга хотела уж было отказаться от получения, и пусть посылка едет обратно. Но почтальон так долго искал нужную коробку, и очередь уже начала собираться. Занять у людей столько времени, а потом развернуться и уйти, показалось неудобным. Да и интересно стало: а что все-таки прислали, платье или кирпич? А то, говорят, некоторые аферисты такое практикуют: кладут в посылку вместо заказанного товара кирпич, чтоб коробка выглядела увесистой и солидной, и на почте обман не распознали.
Прислали платье. Но лучше б был кирпич, его хоть на стройке использовать можно. А вот найти применение обновке куда сложнее. И дело даже не в том, что вместо элегантного классического фасона оказалось нечто безвкусно-вызывающее, а вместо благородного льна — неприятная на ощупь синтетика. Оно еще и на три размера меньше.
Что это было? Ошибка замученного работой упаковщика? Жест отчаяния разоряющегося продавца, который готов на любые ухищрения, лишь бы сбыть остатки товара, в том числе и залежавшегося? Или хитрый план афериста, который сделал ремонт в квартире и теперь распродает хлам с антресолей?
В любом случае надо думать, как вернуть свои деньги и отправить обратно негодный товар.

В черный список
Согласно статье 25 Федерального закона «О защите прав потребителей», потребитель вправе в течение 14 дней обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный, если покупка не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Или потребовать возврата денег. Для этого нужно обратиться к продавцу с соответствующим заявлением (лучше в письменной форме и в двух экземплярах).
Однако воспользоваться своим правом вернуть товар для Ольги оказалось проблематично. Претензию некому отправлять. Попытки дозвониться по номеру, с которого представители магазина связывались с ней, ничего не дали. Телефон просто не отвечал. Очевидно, сразу после оформления заказа номер покупателя эти торговцы отправляют в черный список.
Направить претензию через сайт, на котором делали заказ, тоже не удалось. Единственный способ связи, который там указан — телефонный звонок.
Тогда покупательница стала выяснять, что это за фирмы значатся в документах отправителем и продавцом. Может, удастся вступить в переговоры с ними?

«Продавцом» назначим…
Оказалось, что компания LLC Parcels Pro, позиционируется как почтовый сервис, выполняющий заказы по рассылке от партнеров. А вот продавцом, похоже, может быть указана любая фирма, на вывеску которой упал взгляд плута (или которая разместила свои данные в открытом доступе в Интернете). Так, ООО «Фортис» нашлось аж несколько штук. Они располагаются в разных регионах России и занимаются чем угодно — от разработки программного обеспечения до проектирования зданий. Но фирмы с таким названием, которая бы специализировалась на торговле одеждой, найти не удалось.
Ну, отправлять претензию с требованием вернуть деньги за не подошедшее платье фармацевтам или архитекторам, наверное, смысла немного.

И это тоже фишинг
Видимо, это еще один пример так называемого фишингового сайта. В одном из предыдущих номеров «Торжокской недели» полицейские разбирали похожую схему обмана, только там речь шла о краже данных. Напомним: создается сайт-однодневка, максимально копирующий портал солидного магазина. Дальше все зависит от наглости «продавца». Заинтересовавшемуся предложением покупателю либо предлагают перевести предоплату, но товара он не увидит, а продавец перестанет выходить на связь. И тогда можно сразу идти в полицию, по крайней мере, факт обмана более-менее очевиден.
Либо задействована будет более сложная схема. Товар-то покупателю вышлют. Но только вместо фирменных кроссовок — скажем, резиновые шлепанцы, по цене этих кроссовок. И даже предоплату не потребуют. И о «сюрпризе» покупатель узнает, только когда переведет деньги. Посылку-то на почте до оплаты вскрывать не разрешают.
А «выцарапывать» потраченные средства придется долго и с неизвестным результатом: немало времени уйдет на попытки связаться с продавцом и отправить претензию, потом — обращение в Роспотребнадзор и другие инстанции. И совершенно не факт, что удастся доказать злой умысел. Ведь горе-торговец вполне может сослаться на пересортицу или случайную ошибку оператора, отправившего вам «чужую» посылку.

Что должно насторожить
Поэтому проще выйти из сделки до передачи денег. В любой момент, когда вас что-то насторожило. А именно.
1. На этапе просмотра каталога. Вы видите симпатичные модели и знакомый логотип? Но посмотрите внимательно на адресную строку. Точно ли все символы совпадают? Магазины-однодневки отличаются от настоящих зачастую одним, на первый взгляд незаметным, символом. Допустим, «ladysstile» вместо «ladystile». Кроме того, посмотрите, когда создан интернет-магазин. Если недавно, неделю-другую назад — велика вероятность, что это клон.
2. На этапе переговоров с менеджером. Вам обещают невероятные скидки и бонусы, если вы сделаете заказ на большую сумму, чем собирались? Может, конечно, это и впрямь рекламная акция. А может, продавец не намерен общаться с вами больше одного раза, и за этот единственный раз хочет «заработать» на вас по-максимуму.
3. Распознать пройдоху в какой-то мере поможет вопрос: «а какое платье (сумку, бинокль, кофеварку) я у вас заказывала». Магазин-однодневку, который отсылает покупателям первое попавшееся барахло, вряд ли интересует модель, цвет и артикул каждого конкретного заказа. Если этот вопрос вызвал замешательство — переговоры можно прекращать. Как говорят люди, которые чуть было не попались на ту же удочку, особенно интересный диалог получается, если заказали, к примеру, мужские джинсы, а менеджера спросили про сарафан.
4. На этапе получения посылки. Как видно из этого примера — несоответствие названия магазина, в котором вы заказывали товар, и наименования продавца в квитанции должно насторожить. Так же как и абонентский ящик вместо обратного адреса, перевод «до востребования», отсутствие описи вложения. Вы ведь имеете право отказаться от получения посылки, в этом нет ничего неудобного.
5. Можно, если есть сомнения в качестве или соответствии содержимого коробки, потребовать, чтобы посылку вскрывали в присутствии работников почты, составив соответствующий акт. Тогда платеж проводится только после проверки содержимого посылки. Если с товаром все в порядке, акт аннулируется, и вы просто заберете свою покупку.
6. А вот если вы деньги отправили и посылку вскрыли сами, пусть даже прямо в отделении почты, минуту спустя после отправки перевода, то требовать возврата денег от почтовых работников бесполезно — они только выполняют функцию пересылки, и за недобросовестность или ошибку продавца не отвечают.

Словом, рынок требует бдительности. И совершенно неважно, находитесь ли вы на оживленном базаре или в сети: в любом случае прячьте кошелек понадежнее и следите за ним повнимательнее.