Третий месяц возглавляет Тверскую епархию митрополит Амвросий. С первых дней пребывания владыки на благословенной Тверской земле, многим прихожанам становилось понятно – епархией доверено руководить человеку высокой духовной культуры, большого интеллекта и добропорядочности. Где-то в середине сентября в редакции «Торжокской недели» возникла идея взять у отца Амвросия интервью. Главный редактор Людмила Мухина тогда высказала пожелание, которое вполне можно отнести к разряду редакционного задания: хорошо бы встретиться с митрополитом…

Пресс-служба Тверской епархии очень тактично переносила сроки нашей встречи, да я и сам прекрасно понимал, что первые дни для отца Амвросия были действительно напряженными — епархия одна из самых крупных в России, имеет богатейшую историю и нужно было не только вникнуть в проблемы, а и основательно разобраться с некоторым кругом вопросов, которые, к сожалению, сплелись в один клубок… Кстати, пресс-служба епархии в тот период работала чётко и продуктивно – практически многие печатные периодические издания получили пресс-релизы, в которых подробно излагались биография владыки, основные христианские принципы, которыми он пользуется в своей повседневной службе Церкви. Таким образом, необходимость интервью, в его традиционном понимании, отпадала. Но как же мне хотелось, помимо официальных биографических данных, больше познать духовный мир священно-служителя, его душевные переживания, степень просветительской деятельности… Уверен, эта тема интересна не только читателям нашей газеты. И здесь, неожиданно, решение подсказал сам Амвросий! На одной из проповедей, где довелось присутствовать и мне, он рассказал такой случай. В свое время, тогда еще молодому священнику довелось быть рядом с архимандритом Кириллом (Павловым), ныне покойным, духовником многих патриархов. «Это было для меня настоящей школой жизни,- вспоминает митрополит, — Главное, я старцу не задавал вообще вопросов, мне было достаточно находиться рядом, наблюдать за его жизнью, поступками в тех или иных ситуациях, слушать беседы с прихожанами. Если таким образом постепенно, не торопясь постигаешь жизненный уклад, нравственные принципы своего духовного авторитета,- то и вопросы не нужны. Они могут оказаться не только не нужными, а иногда и пустыми. Никакое утверждение, умозаключение не могут заменить объективность личного примера».
Вот тогда и возникло у меня желание побывать в храмах Твери, где справляет службу митрополит Амвросий, послушать его проповеди, понаблюдать, как он общается с прихожанами, о чем ведет беседы. Таких общений было за полтора месяца несколько. К примеру, 5 ноября владыка совершил Божественную литургию в Крестовом храме 12-ти апостолов в Тверском епархиальном управлении. Перед началом Литургии митрополит освятил 50 антиминсов для использования во время служения Божественной литургии в храмах Тверской и Кашинской епархиях. Были произнесены прошения об избавлении от губительного поветрия, вознесена молитва об избавлении людей от эпидемии.
Каждое посещение храма мне, как журналисту, давало новый повод для размышлений, мой рабочий блокнот заполнялся новыми объёмными записями. С некоторыми из них, думаю, настало время познакомить наших читателей.

ПОЧЕМУ ИМЕННО «АМВРОСИЙ»?
«Учась в Московской духовной семинарии, я не раз наблюдал, как проходят монашеские постриги. Первый меня не очень впечатлил, а второй заставил задуматься. И на третьем курсе один из моих одноклассников тоже принял постриг. И тут меня стало подмывать.. Словно у меня на пути вдруг возникло какое-то препятствие, не преодолев которое я не смог бы продолжать свой путь. Это чувство было настолько сильным, ярким, что я мгновенно принял решение и начал всех доставать – говорил с классным наставником, с духовником, с отцом Кириллом (Павловым). От отца Кирилла получил, как это следовало по правилам, письменное благословение на монашеский постриг. Потом, когда я еще учился, нес монастырские послушания, но уже жил несколько иначе, по другому распорядку.
В тот период мне приснился интересный сон. Я увидел Оптину пустынь, приложился к мощам преподобного Амвросия, находился в тех храмах, где никогда до этого не был. А потом, увидев фильм «Свет Оптиной», убедился, что в Оптиной все устроено так, как я видел в своем сне. Мое сердце страшно воспротивилось, я не хочу в Оптину пустынь, зачем мне это всё приснилось? Я забыл о сне. Но когда совершался мой постриг, за мгновение до наречения новым именем я его вспомнил.. И получил имя преподобного Амвросия Оптинского, о котором до этого очень мало знал. Это было неожиданно, первое время даже испытывал внутренний дискомфорт, потому что для меня святой Амвросий Оптинский был чужим. Я очень любил преподобного Серафима Саровского, которому всегда молился и он был моим земляком.. Но постепенно я знакомился со святым Амвросием, он стал мне очень близким и родным.
Что тут можно сказать? С первых минут монашеской жизни произошло отсечение воли человеческой — ты получаешь не то, что ты хочешь по своей воле, а то, что тебе дает Господь. А Господь лучше знает, для чего тебе это нужно и какое значение это будет иметь в твоей жизни.».

ВНЕШНЯЯ БЕДНОСТЬ  ВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ БЕДНОСТЬ ВНУТРЕНЮЮ
«Мне хотелось бы, чтобы наши люди были более богатыми и духовно, и материально. И здесь взаимосвязь есть: без материальной составляющей человек не может быть душевно богат. У него нет возможности посещать хорошие концерты, слушать хорошую музыку, видеть хорошие постановки, путешествовать по хорошим музеям, — а значит у него нет возможности и внутреннего обогащения. Нищета – не добродетель, а богатство – не грех и не порок. Да, богатому трудно достичь царствия небесного, потому что он начинает молиться тому, что Богом не является. Но само по себе богатство нейтрально.. Это некое средство, которое можно употребить во благо или во зло. Я не знаю, как сделать, чтобы наш народ был богат, чтобы он научился трудиться и ценить это богатство. Я не знаю, сколько поколений должно смениться и произойдет ли это. Мне бы хотелось верить, что это случится, пусть после нас. Главное, должна быть уверенность, что в достижении этой цели мы находимся на правильной пути».

МНЕНИЕ ОБ ЭПИДЕМИИ
«Все больше начинает бытовать мнение, что эта внезапная эпидемия коронавируса нам ниспослана, как наказание, свыше. Если мы говорим о наказании, то, наверное, это не наказание для отдельного человека, а скорее научение всех нас. «Наказание» в переводе с церковнославянского – «научение». В этом смысле это некий педагогический прием. Господь, тем самым, нам о чем-то рассказывает, показывает нам что-то, в чём-то вразумляет.. Именно в этом смысле это наказание. Это некое послание и урок Бога своему творению. Урок, который мы, к сожалению, в тот первый период заболевания освоили очень плохо, я бы сказал даже – отвратительно. Сейчас вынуждены переживать «вторую волну» эпидемии. Мне тоже казалось, что люди станут добрее, человечнее, внимательнее друг к другу, отзывчивее, когда почувствовали, что они остались без общения.. Мы все об этом говорили, и говорили правильно, но поступали совершенно иначе. Может быть, поэтому Господь снова преподаёт нам этот урок. Посмотрим, как мы его сможем пройти во второй раз. Либо мы будем кичиться, что перескочим через этот период, либо, всё-таки, задумаемся.
Ну а что касается наказания лично каждого человека, здесь, мне кажется, неуместно говорить об этом. Даже неуместно задаваться таким вопросом. Потому что мы никогда не найдем на него правильный и справедливый ответ. Каждый может быть поражён этой болезнью. Тот наказ, с которым Господь к нам обратился, очень суров и Он очень строг в Своём предупреждении. Мы должны милосердием по отношению к ближнему своему этот урок усвоить. Каждый по-своему это переживает. Кто-то болеет, но, тем не менее, благодарит Бога. Ведь человек, который постоянно следит за своим духовным состоянием, понимает, что подчас физические болезни лечат болезни душевные, которые происходят от страстей человеческих. Верующие люди об этом знают и очень хорошо это понимают. Как бы тяжело не переносились физические заболевания, они понимают, что подобные болезни посылаются для того, чтобы была возможность задуматься о другой стороне своей жизни – жизни духовной.
Когда об этом идет речь, мы можем либо свидетельствовать о самих себе, либо о других людях. Но мы не должны определять это как наказание другому человеку, потому что не всякий человек это способен понять и принять. Возможно, что кто-то даже возмутится такому объяснению. Но такое объяснение может иметь место, если человек будет способен к себе его применить. Мне кажется, что это справедливо. Ничто не приходит без воли Божьей. Чтобы в нашей жизни не произошло, всё мы должны принимать с благодарностью. Мы должны научиться благодарить Бога и в любой ситуации быть благодарными людям, которые заботятся о нас».

ГЛАВНОЕ ДЛЯ СВЯЩЕННИКА  ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
«Христианство – это религия радости. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите – такой прекрасный жизненный совет даёт нам святой апостол Павел (1 Фес. 5:16-18). Люди должны видеть в нас, тех кто преображён Пришедшим в этот мир спасти человека. Плач и печаль о своих грехах мы должны оставить в горнице своего сердца, для молитвы, исповеди и дел покаяния, о которых пусть никто не знает, кроме Бога, духовника и нас самих. Прощающая Любовь Христова должна в наших глазах отображаться перед людьми и всем миром именно радостью и счастьем, улыбкой, добром. Мы призваны любить других такой же любовью, с которой, несмотря на все наши ошибки и падения, принимает нас в Свои объятия Господь».

Записал Борис АЛОВ
(специально для
«Торжокской недели»)