Какие места в Тверской области связаны с Кузьмой, Демьяном и «мужскими» ремеслами

В середине ноября в Торжке традиционно отмечают Кузьминки. История встречи зимы уходит корнями в древность, и праздновали ее издавна. Но именно в Торжке появился первый и единственный в России фестиваль кузнечного мастерства, посвященный этому народному празднику, который очень быстро вошел в топ туристических событий региона . Еще бы: ведь на городском валу можно было посетить великолепную ярмарку, на которой представлены изделия лучших умельцев региона, посмотреть файер-шоу и главное -повстречаться с Дедом Морозом. Раньше всех, за полтора месяца до Нового года. И успеть шепнуть ему, какой самый заветный подарок ты ждешь.
В этом году праздник должен был состояться в восьмой раз, если бы не коронавирус. К сожалению, в эти выходные фестиваля не было, его отменили из соображений эпидемиологической безопасности. Впрочем, традиция не прервалась – как сообщают на сайте ВИЭМ, на следующий год праздник будет.
А давайте вспомним, откуда вообще пошел обычай праздновать Кузьминки и подумаем, какие еще места в Тверской области связаны с Кузьмой, Демьяном и кузнечным ремеслом.

Бескорыстные целители
14 ноября Православная церковь почитает память бессеребряников Космы и Дамиана. По преданию, эти два брата жили во второй половине III- начале Ivвеков в Малой Азии. Они были искусными врачевателями, причем лечили не только людей, но и животных, над которыми обладали особой властью. И никогда не брали плату за помощь. Потому в народе святых Кузьму и Демьяна (русский вариант произношения их имен) называют еще и «бессеребренниками».
Братья, силой веры и молитвы, помноженной на собственное искусство, творили настоящие чудеса, излечивая самых безнадежных больных. И это заставляло многих из их пациентов обратиться к Господу.
По преданию, римский император Карин пытался заставить братьев-врачевателей отречься от христианства и принести жертву языческим богам. Но вскоре был поражен внезапной болезнью, исцелить которую смогли только святые Косма и Дамиан.

Как врачи из Малой Азии стали русскими кузнецами?
Но как врачеватели из Малой Азии превратились в руских кузнецов? Возможно, сыграло роль созвучие имени Кузьма со словами кузнец, кузня. Также в некоторых регионах России «кузьмою» называют кованую железную цепь.
Кроме того, многие народные обряды, призванные защитить от недугов, были тесно связаны с огнем — а кто, как не кузнец, огнем управляет.
Также кузнец был обязан уметь находить общий язык с животными. По крайней мере, с лошадьми — чтобы подковать коня, надо было как минимум успокоить его и заставить не вырываться. Можно проследить аналогию с Кузьмой и Демьяном (существует предание, как они исцелили верблюда от бешенства).
И наконец, один из братьев-врачевателей, возвращавших к жизни животных, вполне мог ассоциироваться с Велесом, славянским «скотьим богом». А братом Велеса в славянской мифологии считался как раз «небесный кузнец» Сварог.
Также могли сыграть свою роль наблюдения за природой: обычно ближе к Кузьминкам начинались устойчивые осенние заморозки — то есть, реки, озера и лужицы «сковывались» льдом.

У вас мяукала кошка?
Как бы то ни было, но в русской традиции Кузьма и Демьян стали покровителями домашнего скота и птицы, а также — кузнечного дела и всех «мужских» ремесел. К ним, кстати, обращались и с молитвой об успешном учении. Что вполне обьяснимо: обучение грамоте крестьянских детей начиналось после кузьминок — когда все полевые работы закончены и урожай убран.
С этим днем на Руси связывали много примет. Считалось, что свадьбы, сыгранные на Кузьминки — самые крепкие. А если в день святых Космы и Дамиана в доме замяукает кошка, значит, скоро можно ждать радостного события — возвращения долго отсутствовавшего близкого или появления младенца.Если на кузьминки снег выпадал на мокрую землю и не таял, значит, можно ожидать ранней, дружной и цветущей весны. А вот если под ногами хрустел ледок — это к теплому лету и хорошему урожаю. Но не очень хорошим знаком считалось, если деревья на Кузьму и Демьяна не успели сбросить листья — это обещало затяжную зиму, холода и простуды.

Козьмодемьянские церкви
В Тверской области немало достопримечательностей, связанных с именами этих святых. Например, двухэтажная церковь Козьмы и Дамиана в селе Кемцы Бологовского района, возведенная в 1813 году на средства местного помещика Ивана Веригина. Здание построено в стиле классицизма, нижний этаж (скорее это высокий цоколь) прорезан глубокими арочными нишами. Верхний ярус двухсветный, с шестиколонными портиками.
В тридцатых годах прошлого века церковь была разрушена, но не до конца, стены сохранились. А сейчас, силами прихожан и волонтеров, здесь ведутся реставрационные работы.
Кстати, неподалеку расположен парк с очаровательным плавучим островом, ранее относившийся к усадьбе графов Беннигсенов. К сожалению, усадебные постройки до сегодняшнего дня не сохранились, осталась только кирпичная коробка графского дома с флигелем и разрушенный родовой склеп.
А в Кашинском районе есть село Козьмодемьяновское, в котором находится еще один памятник старинной архитектуры — церковь Воскресения Словущего. Сейчас ее состояние оставляет желать лучшего. Но сохранились прекрасные фрески.
Интересна и Космодамианская церковь восемнадцатого века постройки, что находится неподалеку от Кимр. Церковь расположена прямо в лесу, неподалеку от слияния рек Медведица и Дрезна: она совершенно неожиданно предстает перед глазами путешественника, едущего по лесной дороге. Возведен этот храм в 1798 году, рядом — старинный погост, где тоже интересно побродить. Место красивое.
Церковь Козьмы и Дамиана была и в Торжке, на улице Белинского. Как отмечают краеведы, первое известное упоминание об этой церкви встречается в Писцовой книге Потапа Нарбекова 1625 г. Тогда она была деревянной, однопрестольной, А каменное двухэтажное здание церкви было построено в 1773 году на средства прихожан. До наших дней оно, к сожалению, не сохранилось.

Белокаменные кузницы
Есть в Верхневолжье и памятники, связанные непосредственно с кузнечным ремеслом. Например, белокаменные кузницы в Старице, врытые прямо в холм.Располагаются они в склоне холма на углу Городища, выше Пятницкой церкви, по дороге к Борисоглебскому собору. На арке одной из кузниц видна дата – 1798 год. А самые старые датируются 1792 годом.
Говорят, когда построили первую кузницу из старицкого камня прямо в земле городского вала, оказалось, что и горн в ней раскаляется быстро, и окалина не образуется. Потому мастера и стали обустраивать свои рабочие места именно здесь. В 18 веке здесь было около 50 кузниц, каждая была украшена зубчатой аркой и имела свой номер.
До начала 20 века все кузницы были частные. А потом мастера стали объединяться в артели, уходить на заводы, да и технологии обработки металла вышли на новый уровень. А кузницы в склоне холма остались, до сегодняшнего дня их сохранилось меньше десятка. И они нуждаются в реставрации – так, в прошлом году стала разрушаться стена одной из кузниц.

Умелец и кормилец
Немало узнать о «сельских» ремеслах можно и в Рамешковском районе, в селе Замытье. Здесь в прошлом году открылся музей «Умелец и кормилец».Местные жители и волонтеры привели в порядок торговые лавки рядов постройки 19 века (до революции в Замытье еженедельно проходили ярмарки, и в центре села стояли 12 каменных лавок, шесть из них остались до сих пор ) и при поддержке местных и региональных властей открыли там музей, в котором собраны всевозможные старинные инструменты и орудия труда.
А вообще, Верхневолжье богато уникальными и ремесленными традициями, и музеями, которые их хранят. Пандемия пройдет. Фестивали рано или поздно возобновятся. А бережное отношение к красоте и уважение к умелым рукам нас никогда и не покидало.
И да, Дед Мороз, кажется, все-таки побывал на нашей земле. Очевидно, инкогнито, может быть, неузнанный под маской. Во всяком случае, с утра под ногами хрустела тонкая корочка льда. Значит, зиму все же заковали. И да, это – к теплому лету.

Мария КИРИЛЛОВА