В Торжке на каждой улочке есть своя достопримечательность

Поразительный у нас город. Здесь можно просто зайти в магазин за покупками или в какое-либо учреждение по делам, и оказаться внутри достопримечательности, достойной внимания туристов. Причем зачастую мы не сразу осознаем, что это место — историческое. Для нас это — магазин, типография, школа…Обычные объекты городской жизни.
Может быть, именно в этом и заключается уникальность города — культурные жемчужины и памятники истории включены в его повседневную , бытовую жизнь. Они живут, дышат, по сей день служат людям. Не случайно в рамках всех программ, связанных с восстановлением исторической части Торжка, речь идет не просто о красивой «вывеске», которую нельзя трогать руками , а о формировании единого городского пространства, комфортного, «настоящего», предназначенного для людей.
Путешественники, посетившие наш город, непременно осмотрят Борисоглебский монастырь и гостиницу Пожарских, и наверняка увезут с собой рецепт знаменитых котлет и образцы золотного шитья. Эти бренды знают по всей России. За этим и едут в Торжок.
Но стоит отойти пару шагов в сторону от проложенного маршрута…и найдешь еще больше достопримечательностей. Возможно, они не бросаются в глаза. Возможно, мы уже и сами подзабыли, чем знаменито то или иное здание, мимо которого мы каждый день ходим. Так давайте прогуляемся по улочкам Торжка и вспомним легенды, с которыми попросту свыклись.

Откуда приходят новости
Начинаем путь прямо с рабочего места — от здания на Володарского, 2. Здесь размещаются редакция «Торжокской недели» и типография, в которой печатается несколько районных газет.
А вы знаете, что актуальная аналитика и достоверная информация в Торжок и в соседние районы поступают прямиком из памятника культуры середины 18 века? Здание типографии — это старинная церковь Успения пресвятой Богородицы. Винтовые лестницы, толстые стены с тайными нишами, высокие потолки, небольшие арочные дверцы. Горожане, заходившие сюда по делам, наверняка заметили особую атмосферу.
Еще бы, место-то намоленное. Каменная церковь здесь была построена в 1744-46 годах, на средства купца Морозова. А до этого на холме в центральной части города стояла другая церковь, деревянная. В писцовой книге Потапа Нарбекова под 1625 годом упоминается «Храм Успения Пресвятой Богородицы, да святых мучеников Флора и Лавра». Вот на ее месте новоторжский купец и возвел каменный двухэтажный храм на высоком цоколе. Получается, Церковь Успения — одна из самых древних в Торжке.

Архитектурная доминанта
В 1814 г. храм был перестроен в стиле классицизма. А из описания города, составленного иеромонахом Илиодором, известно, что в 1849 году на верхнем этаже была возобновлена настенная живопись, установлен новый, вызолоченный червонным золотом резной иконостас. И это тоже было сделано на купеческие средства — об украшении храма позаботился почетный купец Алексей Тетюхин. Кроме того, он сделал щедрое пожертвование — три тысячи рублей серебром. Говорят, таким образом новотор почтил память своих умерших родителей.
Существует легенда, что для колокольни Успенской церкви был отлит колокол весом в триста пудов. Конечно, он уступал знаменитому колоколу Покровского собора в Кимрах, весом в 967 пудов (на тот момент, самому большому колоколу Тверской земли). Но триста пудов — тоже немало, и звон разносился на версты вокруг.
Также в числе реликвий, хранившихся в Успенской церкви, называют Евангелие, напечатанное в 1677 году.
И бесспорно, это здание, расположенное на холме и хорошо заметное из любой точки микрорайона, до сих пор остается главной архитектурной доминантой городского центра.

Купцы и школы
С фамилией купцов Тетюхиных связано и еще одно старинное здание и важный для города социальный объект. Мы про среднюю школу № 8. Это одна из старейших школ в городе, построенная в конце 19 века. Правда, в те времена это было четырехклассное начальное училище.
Его строили на средства городской казны :на пороге двадцатого века городу были очень нужны образованные люди. Но солидную часть вложений — семь тысяч рублей серебром, добавили два новоторжских купца: Тетюхин и Остолопов. Так что в народе училище прозвали «Тетюхинско-Остолоповским». А в чуть более официальной обстановке его называли «Успенским», поскольку находилось рядом с Успенской церковью.
На статус самой старой школы Торжка претендует также и СОШ №1. Ведь она ведет отсчет своей истории с 1859 года, когда в здании бывшего Путевого дворца было открыто трехклассное женское училище. Тоже, кстати, на средства горожан: чтобы приспособить здание под училище, потребовалось 5 тысяч рублей, и их пожертвовало городское общество.

Ученье-свет
Как видим, жители Торжка очень заботились об образовании своих детей, как сыновей, так и дочек.Не тогда ли в нашем городе зародилась традиция, которую сейчас принято назвывать «социально ответственным бизнесом»? Так, сохранились исторические свидетельства, по которым в 1886 г. земство истратило на школы более 22,4 тыс. руб. В уезде было 48 школ, где обучалось до 1500 детей. А надо было обучить еще десять тысяч ребятишек. Через год школьная сеть состояла из 65 начальных школ и 120 школ грамотности, в которых обучалось уже более 7 тыс. человек. А когда средств было недостаточно, на помощь охотно приходили меценаты.
В итоге распространение грамотности в Новоторжском уезде втрое превосходило соседние, например, Ржевский.
Но вернемся к женской школе. В первый же год сюда поступило 34 девочки, причем 16 из них — дочери мещан. В 1909 году учениц уже было более трехсот. А с приходом советской власти женская гимназия была реорганизована в первую в городе школу-семилетку.
Получается, что этому учебному заведению 161 год. Средней школе № 8 — 123 года. «Первая» старше. Но зато «восьмая» школа до сих пор находится в «родном», построенном при помощи меценатов здании, а «первой» в семидесятые годы прошлого века все-таки пришлось переехать из Путевого дворца (об этом культурном объекте мы более подробно расскажем в следующем номере).
А обе школы вполне могут называться не просто вехой истории нашего города, но и памятником социальной ответственности и уважения новоторов к знаниям.

Пригласить Папу Римского
Теперь идем на Луначарку, прямо по направлению к магазинчику и ателье. Давайте поднимем взгляд. И увидим купол, убегающий в небо шпиль. Вспомнили? Это же знаменитая Климентовская церковь.
Так и хочется процитировать набросок из записных книжек Чехова: «Заседание думы…Пригласить папу римского перебраться в Торжок – избрать его резиденцией»…
Исторически достоверных свидетельств, что Антон Павлович бывал в Торжке, нет. Но эта фраза пришла на ум писателю явно неспроста. Может быть, он слышал про нашу Климентовскую церковь?
Этот храм считался одним из лучших в городе — по богатству убранства, по благоустройству. Первые сведения о нем историки относят к 1372 году. Священник Климентовской церкви Иоанн упоминается и в житии преподобного Ефрема. И, согласно этим свидетельствам, Климентовский храм был каменным — для 14 века редкость.
Храм получил свое имя имя в честь великомученика Климента, папы Римского, жившего на рубеже 1-2 веков нашей эры. По легенде, он был преемником самого апостола Петра. Святой Климент одинаково почитаем и православными, и католиками, так что церковь вполне можно назвать одной из святынь неразделенного христианства.
Здание Климентовского храма, которое мы видим сейчас, возведено на месте старой церкви в 1685 году, купцом Мишуриным. В 1835 году оно было перестроено. А сегодня в этом помещении располагается ателье и несколько магазинчиков. Как отмечают продавцы, они знают, что это знаменитый памятник культуры.
– Если входишь через главный вход, тот, где вывески, машины, оживленная улица, об этом как-то не вспоминаешь: просто пришел на работу. Тем более наш магазин не в самой церкви находится, а в пристройке. А когда пользуешься служебным входом…вот там да, атмосфера особенная: тенистый двор, не видно суеты. Словно находишься где-то вне времени, – говорят сотрудники магазина.
Наследие Елизарова
В этом храме также хранилось много редкостей. Например, служебник, напечатанный в 1657 году. Или серебряные богослужебные сосуды (потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца и копие), литые, вызолоченные, украшенные разноцветными камнями. Эту роскошную церковную утварь пожертвовала семья купцов Штанковских. Но главной святыней храма была древняя икона с частицами мощей 18 святых, поступившая по завещанию купца Ефрема Елизарова .
Вот, кстати, тоже интереснейшая личность. Благотворитель: существуют сведения, что в 1858 году «купец 3 гильдии Елизаров Е.М. на свои средства построил второе деревянное здание для городской больницы на 40 коек». Кроме того, Ефрем Матвеевич считался знатоком права. И увлеченно собирал древние рукописи о Торжке: в его коллекции имелось даже “Описание г. Торжку, учиненное по указу царя Михаила Федоровича в 1625 году”»- редкость не только для провинции, но и для столицы. Об этом свидетельствует драматург Александр Островский, который был знаком с купцом Елизаровым и пользовался его архивами.

Где прошла «Гроза»?
Напомним, что Александр Николаевич побывал в Торжке в мае 1856 г. Это был один из пунктов путешествия, предпринятого по приглашению Морского ведомства. Путевые заметки Островского переросли в очерк «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода». При этом Торжок был назван «одним из красивейших городов Тверской губернии». Отметил литератор и самобытность семейных нравов, непохожую на уклад, принятый в других городах.
«Девушки пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек: женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».
Похоже на то, что описано в драме «Гроза», не так ли? Некоторые исследователи считают, что именно купеческий Торжок стал прототипом города, где происходит действие произведения. Есть там и еще одна отсылка к Торжку: в разговоре со своей золовкой Варварой Катерина вспоминает, как в отчем доме шила золотом. А ведь золотное шитье — главная визитная карточка именно нашего города.
Но если так — не Ильинская ли площадь (Илья-пророк всегда ассоциировался в народном сознании с грозой) оказалась тем местом, где Островский заставил героиню признаться во всеуслышание в своем бунте? И берег там высокий… А может, дело происходило ближе к Парку любви и верности?
Впрочем, это скорее ассоциации и предположения, чем бесспорные факты. Ведь многие литературоведы уверены, что городок, где происходит действие пьесы – собирательный образ. Например, своими «земляками» героев драмы считают и жители Калязина. Однако относительно Торжка драматург точно отмечал: местное купечество – явление исключительное. А в основу типажей его героев легли характеры, списанные с натуры.

По следам Безухова
Торжок оставил след и в творчестве Льва Толстого. Помните, к примеру, где встретился с масонами Пьер Безухов? Да, это знакомство Лев Николаевич организовал своему герою в Торжке.
«После своего объяснения с женой Пьер поехал в Петербург. В Торжке на станции не было лошадей, или не хотел их дать смотритель».Это строки из романа Толстого «Война и мир». А почтовая станция находилась наискосок от гостиницы Пожарских, на углу дворцовой площади, сейчас там магазин и медицинская лаборатория.

Дом человеческий
А как же мы «проскочили» каменный дореволюционный особняк на улице Белинского? За кованой оградой замечаем необычное архитектурное решение: полукруглую пристройку, как бы вырастающую из стены. Надо же, кому-то привелось жить в квартире без углов. Да, дом по сей день жилой: в форточку смотрит кошка.
Интересно, знают ли нынешние хозяева этой квартиры, что они живут в алтаре? Когда-то здесь располагалась домовая церковь при особняке Агафоклеи Полторацкой — бабушки Анны Керн, властной «железной леди» и благотворительницы. Это на ее средства построен ряд храмов в Твери , Торжке и Старицком районе, а этот дом впоследствии был подарен городу под духовное училище.
— Нет, не знала, — удивленно говорит женщина, выходящая из подъезда, — Надо же, в каком интересном доме я живу. Кстати, вы сейчас сказали: дом Полторацких. А он и не воспринимается так, наш это дом, мы тут выросли, здесь детей родили, гостей принимаем, ремонты делаем.
Не в этом ли суть «исторической атмосферы» города: постройка конца 18-начала 19 века сохранилась настолько хорошо, что здесь до сих пор живут люди. Растят детей, создают уют.

Поверья окраин
Чтобы обойти все достопримечательности исторического центра, дня не хватит.Но есть свои легенды и у городских окраин.
Улица Дальняя Троица для жителей города в первую очередь связана с крещенской купелью, старинным кладбищем и фестивалями байкеров. А если пройти чуть дальше, попадете на «Фабрику». Но где фабрика, вокруг чисто поле?
Однако в первой половине 19 века тут действительно располагалась девообрабатывающая фабрика промышленника Бранта. Производство оказалось убыточным, и вскоре закрылось, но название осталось за местностью более чем на столетие. Знаменито это местечко еще и тем, что в революционные годы молодежь собиралась здесь на сходки и маевки. А позже, в советское время, на «фабрике» организовали первое в Торжке футбольное поле.

Развилка трех дорог
И очень красноречиво название другой окраины — Поклоница. Вот и вправду сказочное место: среди сосен – развилка трех дорог. Только камня с надписью не хватает. И легенд, связанных с этим местом, тоже три: бытовая, сказочная и символическая.
Бытовая версия довольно проста и правдоподобна. Старожилы помнят, что раньше здесь, на опушке леса, было кладбище с каменной церковью. Люди приходили поклониться могилам родителей,отсюда и название.
Существует и другое поверье. Как оно гласит, в 1238 году, когда войскам Батыя все-таки удалось сжечь Торжок, часть жителей спаслась, ушла на Новгород через Осташковский тракт. Захватчики погнались за ними. Но сосны склонились,перегородив дорогу погоне, и стали бить преследователей колючими ветвями по глазам, ослепив их. Красивая, сказочная легенда, ее рассказывают детям и внукам.
И третья история такова: говорят, в старину с холма на опушке леса можно было увидеть разом купола всех церквей Торжка. И странник, входивший в город, мог поклониться разом всем чтимым в этих местах святым.
А ведь это только малая часть историй о Торжке. Своя легенда, свое «место силы» , свой памятник есть чуть ли не на каждой улице. И каждое из этих мест вполне может стать основой для новых, еще неизведанных туристических маршрутов.

Мария КИРИЛЛОВА