Прошедшая суббота для прихожан Благовещенского храма в Торжке стала одним из памятных дней в году. Дело в том, что южный придел Благовещенской церкви освящён в честь Архистратига Михаила – предводителя небесного воинства. Здесь, наверное необходимо пояснение. Дело в том, что очень часто храмы на Тверской земле именуются по приделу, а не по центральному престолу и это нисколько не умаляет величие святыни. Вот почему в престольный день, 21 ноября, здесь, в Михайловском храме митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию, в которой активное участие приняли представители духовенства Торжокского благочиния.

В непростых условиях пришлось прихожанам Благовещенско-Михайловского храма встречать этот престольный праздник. Поэтому по инициативе митрополита Амвросия были вознесены прошения о прекращении губительного поветрия, а после – молитва об избавлении от пандемии коронавирусной инфекции.
Собравшиеся на праздник люди с большим вниманием слушали архипастырское слово, в котором владыка подчеркнул: « Сегодня мы празднуем Собор архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. И неслучайно именно эти слова о сатане прозвучали на праздничной службе. Ибо, как мы знаем, событие падения главного ангела связано с именем архангела Михаила, которое переводится “никто как Бог”. По Преданию, именно эти слова “никто как Бог” и были свидетельством великого архангела, противопоставленным гордости Денницы, который как раз и хотел стать равным Богу. Мы вспоминаем это событие, потому что в конце концов смирение, способность с большой скромностью и осознанием собственного недостоинства выполнять возложенное на нас Богом послушание и определяет, по какую сторону мы: вместе с Михаилом, архангелами и ангелами или всё же на несколько ином пути.
Давайте же попросим сегодня у святых Небесных Сил бесплотных, у ангелов и архангелов, чтобы они были предстателями за нас перед Богом. Чтобы их молитвами и помощью мы смогли оставаться смиренными, несмотря ни на какие возможности, способности и таланты. Потому что только смиренным Бог даёт благодать Свою».

Митрополит Амвросий перед посещением храма, всегда интересуется его историей – много уникальных фактов бережно хранятся в архивах Тверской епархии. Благовещенский храм в Торжке тоже имеет свою уникальную биографию, которая насыщена и торжественными, и трагическими событиями. Отдавая дань глубокого уважения миссионерской деятельности владыки, давайте и мы сегодня вспомним несколько исторических фактов. В туристических путеводителях, статьях об истории города, скорее всего, можно найти следующее описание: «Благовещенская церковь, более известная по названию малого алтаря, устроенного вместо старой деревянной Михайло-Архангельской церкви, расположена на высоком холме, и при величественной архитектуре в русско-византийском стиле, храм господствует над окрестностями».
В 1742 году, когда на второй неделе по Пасхе выгорел весь город Торжок, были утрачены и две деревянные церкви в честь Благовещения и Архангела Михаила. В 1758 году была построена каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоана Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого Архангела Михаила. В 1817 году престол в честь Рождества святого Иоана Предтечи был уничтожен. В двадцатом веке Михайло-Архангельская разделила участь большинства российских храмов и обителей. В 1936 году она была закрыта и превращена в пекарню, во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад… Официальный приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения – 6 апреля 1946 года.
После разорения и осквернения церковное здание требовало объемных восстановительных работ, необходимо было приобретать утварь, облачения, иконы. Всё это по крохам собирали прихожане. До 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке. В настоящее время идет подготовка церковного здания к зимнему периоду – установлены новые рамы на центральный купол, при храме активно ведутся работы по строительству нового здания воскресной школы. На данный момент строители завершили работу по кладке стен и приступили к кровле крыши. Следующий этап строительства – монтаж коммуникаций систем отопления, водоснабжения и электрической проводки. Митрополит Амвросий выразил уверенность, что ученики воскресной школы Михайло-Архангельского прихода смогут встретить новый 2021 учебный год уже в стенах нового здания. Предполагается, что школа будет двухклассной, как до революции.

В престольный праздник продолжался. По заамвонной молитве митрополит Амвросий, духовенство и прихожане прошли крестным ходом вокруг Михайло-Архангельского храма, после этого владыка прочитал молитву Архангелу Михаилу. Настоятель храма протоиерей Николай Алексеев обратился к правящему архиерею с приветственным словом и поблагодарил за совместное богослужение в престольный праздник. В ответном слове митрополит Амвросий поблагодарил отца Николая за труды по восстановлению Михайловской церкви еще раз поздравил всех с престольным днем – памятью Собора Архистратига Божия Михаила.
Одним из запоминающихся приятных моментов христианского торжества было вручение владыкой архиерейских грамот благотворителям в благодарность за помощь в техническом оснащении и реставрации храмов Торжокского благочиния, а также в строительстве воскресной школы при Михайловской церкви – Д.Е. Лучкову, А.Н. Бортницкому, А.В. Безавину, Р.В.Боровкову.
По информации пресс-службы Тверской епархии на Божественной литургии митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию сослужили: и. о. настоятеля Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Амфилохий (Желябовский), благочинный Торжокского церковного округа протоиерей Николай Алексеев, игумен Силуан (Шальнев), протоиерей Александр Хлебников, протоиерей Александр Лузянин, игумен Корнилий (Малинин), протоиерей Николай Симчук, иеромонах Агапит (Евдокимов), священник Михаил Рогозин, священник Георгий Макаров, священник Кирилл Алексеев, священник Роман Альгашов, священник Евгений Демидов, иеромонах Филарет (Воронцев); диакон Иоанн Зорин и иеродиакон Геласий (Чистяков).
Особую торжественность престольному празднику в Торжке придало участие в богослужении хора тверского собора благоверного князя Александра Невского под управлением Дмитрия Иванова.
Думаю, вполне уместным будет в этой статье сообщить еще одну новость, которая душевно порадует не только новоторцев, а и всех прихожан христианских храмов области.20 ноября 2020 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в дистанционном формате состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Высшее духовенство РПЦ приняло ряд важных кадровых решений, касающихся жизни Тверской епархии. Так, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий отныне назначен председателем Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Кроме того, владыку Амвросия утвердили в должности священноархимандрита Нило-Столобенской пустыни и Свято-Успенского Старицкого мужского монастыря.

Большое доверие, большая ответственность… Давайте пожелаем митрополиту Тверскому и Кашинскому Амвросию терпения, успехов и Божьей помощи во всех его начинаниях. Завершая эти заметки, очень хочу, чтобы вы, уважаемые читатели, познали глубину мысли и душевной искренности владыки в его рассуждениях о роли пастыря в христианской жизни: « Я хочу быть для паствы тем, кем должен быть пастырь, – прежде всего человеком, служащим другим людям. Служащим в первую очередь молитвой. Я как пастырь предстою перед Престолом Божиим, молюсь и буду молиться за вверенный мне народ. Далее, конечно, посильным участием в жизни людей, вверенных мне Богом для служения им. По мере своих сил я постараюсь быть отцом для тех, кто нуждается в отеческой заботе. Я не знаю, кто я сейчас для паствы, и было бы дерзновенно приписывать себе какие-то качества. Но я постараюсь честно следовать этим трудным праведным путём. Что касается сверхзадачи для современного пастыря, то она ничуть не изменилась со времени апостолов. Меняются формы, меняется культурный код, появляются новые технологии. Но задача пастырей, как и прежде, состоит в проповеди Евангелия, в служении Богу и людям. Проповедь и служение заключаются, конечно, не в словах. Прежде всего нести евангельскую весть нужно собственными поступками, собственным образом жизни. Нельзя на людях играть определенную роль, а в своем кругу быть другим человеком. И дело здесь не только в том, что мир стал прозрачным. Дело в собственной совести и в жизни перед Богом»

Борис АЛОВ
(специально для «Торжокской недели»)