Как восстанавливали один из самых значимых заводов Торжка

Торжок всегда был городом с большим индустриальным потенциалом. «Полиграф», «Марс» «Вагонзавод» — эти предприятия были известны на всю страну
Сегодня изменилось многое. Но город по-прежнему остается одним из перспективных промышленных центров Верхневолжья. И в числе производств, которые на слуху — снова «Вагонзавод», как горожане привыкли называть его в обиходе. А если правильно — обособленное подразделение ОАО «ТВЗ» в городе Торжок, или цех малых серий Тверского вагоностроительного завода. То есть, торжокская площадка теперь входит в состав предприятия, которое, без преувеличения, является лидером вагоностроения не только в регионе, но и в России. И наверняка наш город станет одним из значимых узлов машиностроительного кластера в Верхневолжье, на развитие которого областные власти делают серьезную ставку.

Столетняя история
Напомним: история вагоностроения в Торжке насчитывает более ста лет. Еще в 1916 году здесь был основан Первый коренной парк железнодорожных войск, который и стал впоследствии Торжокским вагоностроительным заводом. Это предприятие сумело пережить 90-е, а вот кризис 2008 года его все-таки подкосил. И в год своего столетия, в 2016, завод был объявлен банкротом.
Многие семьи в Торжке помнят, как непросто пришлось, когда кормильцам месяцами задерживали зарплату. И как радовались, когда с приходом нового инвестора эти долги были погашены. Оказалось — история завода не закончилась, она просто вышла на следующий виток.
И новоторы не скрывали эмоций. Так получилось, что завод, который уже считали безвозвратно утраченным, стал своего рода символом. На его примере горожане убедились: у промышленности в Торжке есть перспективы, территория действительно развивается. То, что может работать – будет работать.

Новый старт
О том, как возрождали производство, как идет работа и каковы планы на обозримое будущее, рассказывает руководитель ОП ОАО «ТВЗ» в Торжке Сергей Корнеев. Человек, который знает дело от и до. Ведь Сергей Валерьевич начинал свою карьеру еще на том, «старом предприятии» — в начале двухтысячных пришел туда мастером. Прошел все этапы, до главного технолога. И вот, в 2019 вернулся, чтобы возглавить работы по возобновлению выпуска вагонов в Торжке.
— Сергей Валерьевич, вам есть, с чем сравнивать. Многое ли изменилось и какие из старых, проверенных временем традиций удалось сохранить?
— Сразу хочу уточнить: речь не идет о восстановлении торжокского вагонзавода в прежнем «формате» (раньше он специализировался на разработке и производстве электропоездов в первую очередь), как это многим жителям видится со стороны, а о новом старте. Теперь это обособленное подразделение ОАО «ТВЗ» в городе Торжок, то есть, цех малых серий Тверского вагонзавода. Сегодня на нашей площадке проводится крупная узловая сборка, покраска, мы отвечаем за логистику и склады.
Также за нами остается выпуск вагонов спецназначения (их, кстати, производили в Торжке и раньше, так что опыт наработан солидный), малых серий и опытных вагонов.
— Спецназначения?
— Да, для нужд различных государственных ведомств и корпораций. Мы можем строить вагоны под требования заказчика, в зависимости от того функционала, который необходим. Кроме того, в Торжке будет испытательная станция: здесь будут проходить приемно-сдаточные испытания всех вагонов, выпускаемых на площадке.
Что же касается традиций, то они неизменны и понятны: качество, безопасность, уважение к мастерству, взаимоподдержка и стремление сегодня сделать свою работу лучше, чем получалось вчера. Это вне времени и актуально для любой отрасли.

Надежные люди
— Ну вот, вы узнали, что именно вам предстоит возглавить эту площадку, оценили фронт работ…каковы были ощущения?
— Я подумал примерно так: «Сколько же понадобится сил, чтобы привести площадку в порядок…». Завод ведь года три после банкротства стоял отключенным от всех коммуникаций, пока не появился инвестор. Представляете, как тут все выглядело? Следующая мысль: «Нужно срочно подбирать команду». И я тут же вспомнил о надежных людях, с которыми работал раньше. Это Максим Балалаев – он был начальником службы эксплуатации, Алексей Москаленко – начальник вспомогательного участка, инженер-энергетик Денис Тихомиров, начальник железнодорожного участка Николай Калинин. И многие другие специалисты, руководители и рабочие, искренне болеющие за свое дело, всех перечислять – газеты не хватит. Кто-то из них внес свой вклад в восстановление завода и нашел для себя новый фронт работ, на других предприятиях города или области, кто-то остался вагоностроителем.
— Завод, который буквально лежал в руинах, подняли и пустили в работу за каких-то два года, даже меньше.
— Становление еще продолжается. Но если вспомнить хронологию, дело было так. В 2019 году мы обустраивали площадку, восстанавливали инфраструктуру – буквально всю, от электроснабжения до дорог.
— И одновременно с этим облагородили стелу, установленную в память торжокских вагоностроителей – участников ВОВ.
— На Тверском вагонзаводе очень большое внимание уделяют сохранению памяти, особенно о военных годах, это одна из традиций предприятия. Для Торжка бережное отношение к историческому наследию — тоже основной жизненный принцип. Удивительно ли, что и стела, и другой памятник на территории завода – «Вечный огонь», сразу же оказались в центре внимания? Привели их в порядок, и душа спокойна.

Этап за этапом
— Новоторы за этим наблюдали. Когда работы по обустройству были в разгаре, прохожие останавливались, смотрели. И говорили: глядите, стекла в цехах вставляют! Похоже, и вправду завод запустят! Это была неподдельная радость.
— А некоторые подходили, спрашивали, что здесь будет и когда можно «вернуться на работу». Чувствовалось: люди на нас надеются, их нельзя подвести.
К апрелю 2020 года основные работы по обустройству были практически закончены. Стали запускать участки нашего цеха — один за другим. В мае мы начали сборку и выпуск вагонов спецназначения. Вот тогда горожане стали приходить и интересоваться трудоустройством. А сейчас уже мы можем выбирать лучших профессионалов.
Следующий этап – запуск рамно-кузовного производства. Этот цех начал работать в ноябре прошлого года. Кстати, он не просто модернизирован, а фактически создан заново: залиты полы, установлено новое сборочно-сварочное оборудование, стапели, кондуктора.
До конца первого квартала текущего года запустим сборочные линии, во втором квартале уже должно быть налажено производство малых серий и опытных вагонов.
— А сколько вагонов уже отправились в путь из Торжка?
-В минувшем году — 22. В этом году мы изготовим как минимум 39 спецвагонов, а планы по малым сериям и опытным образцам можно будет строить более точно во втором квартале

Работа есть
— Кстати, а сколько уже создано рабочих мест на торжокской площадке ТВЗ?
-Сегодня наш штат – порядка 200 сотрудников, плюс еще более 50 человек задействовано на работах по строительству, ремонту и обслуживанию территории, зданий и оборудования. Планируется, что в обозримом будущем коллектив вырастет до 570 человек.
Примерно 60 процентов наших сотрудников — новоторы. Но также у нас работают специалисты из Твери и из других регионов. Даже из Ростовской области к нам профессионалы едут.
— Производству нужны инженеры?
— Да. И энергетики, и механики и слесари газового оборудования. Технические специальности сейчас нам просто необходимы. Как, впрочем, и другим предприятиям Торжка и региона — для таких профессионалов открываются хорошие перспективы.
— Говорят, зарплаты у вас достойные .
— На ТВЗ зарплаты в Твери и в Торжке не отличаются. Плюс еще полный список социальных гарантий.
— Сергей Валерьевич, раз уж мы заговорили о дефиците технических специальностей… И на заседаниях областного правительства, и на отраслевых совещаниях не раз звучало: площадка в Торжке может стать местом для подготовки молодых кадров, для практического обучения студентов –машиностроителей. Какие-то шаги в этом направлении предпринимаются?
— Мы недавно как раз обсуждали эту тему со службой занятости. По сути, обучать кадры под практические нужды предприятий Тверской области, мы готовы: опытные специалисты есть, база есть. Теперь дело за колледжами и вузами, если они проявят ответную заинтересованность, дело пойдет.
— То есть, перспективы ясны, и надолго?
— Перспективные планы уже сейчас построены года на три вперед. Заказы есть, и их объем достаточно солидный. Как мы видим будущее? Будем развивать производство, будем, согласно многолетней традиции, помогать микрорайону «Вагонник» — с благоустройством, с проведением праздников, спортивных мероприятий, поддерживать добровольческие инициативы жителей (тем более немалая их часть как раз у нас и работает). Так что да, в завтрашнем дне мы уверены.

Мария КИРИЛЛОВА