Широк
ая реклама по всей Тверской области  

Межрегиональное издание

 
Тем
атические полосы - увлекательное чтение

г. Торжок и район

 
Только свежие новости

г. Кувшиново и район

 
   

 

 

О ГАЗЕТЕ

 

АРХИВ

 

ОТЗЫВЫ

 

НА ГЛАВНУЮ

 
 

Социум

 

Детдомовцы

«Желаю вам никогда в жизни не спотыкаться, но дорога жизни – не паркет, там всё может случиться… Если споткнётесь, желаю вам встать и дальше идти ровно. Это очень трудно… Я желаю вам, чтобы нашлась рука, которая поддержит вас в трудную минуту…». Эти слова, сказанные когда-то директором школы выпускникам, среди которых был Виктор Якименко, навсегда врезались в его душу… Поэтому не случайно они появились в сценарии спектакля под названием «Детдомовцы». Виктор Фёдорович  - автор спектакля, постановщик и исполнитель главной роли. Жизненная история очень близка ему, это не выдумка…Сюжет постановки основан на реальных событиях…

Непростое детство было у Виктора Фёдоровича. Многое пришлось пережить. Родился он во время Великой Отечественной войны, нелегко было в послевоенное лихолетье… До сих пор вспоминает он детский дом, в который по воле судьбы попал ребёнком. Но именно там В.Ф. Якименко прошёл школу жизни. Школу, где его научили понимать простые человеческие ценности, закалили характер,  в детском доме он познал цену дружбы, взаимовыручки. Прошло много лет, за плечами у Виктора Фёдоровича огромный жизненный опыт. Он, как и многие его сверстники, получили профессии, обрели семьи. Теперь Виктор Фёдорович подполковник в отставке, по профессии лётчик-истребитель. У него есть семья – прекрасная жена, сын, внуки. И сегодня он часто вспоминает детдомовскую жизнь - помнит всех педагогов, воспитателей, нянечек, с теплотой в душе отзывается о них… Разве можно забыть директора детского дома Галину Дмитриевну? Несмотря на то, что директор была жёсткой, принципиальной женщиной, она безмерно любила детей, никогда не давала их в обиду.

Вспомнился Виктору Фёдоровичу такой случай: несколько детдомовских мальчишек нахулиганили и попали в милицию. Блюстители порядка посадили ребят за решётку до выяснения обстоятельств. Галину Дмитриевну до глубины души возмутило это. Разве можно детей держать в клетке, как животных? Поздно вечером она «подняла» всех, кого можно, в том числе и начальника милиции (!). С тех пор, когда в городе случался какой-то инцидент с участием детдомовских детей, их везли не в участок, а сразу в детский дом.

С детьми работать нелегко, тем более, когда они лишены самого главного, что может быть у человека – родителей. Может быть, поэтому совсем немногие педагоги задерживаются в таких учреждениях. Иначе как объяснить такой факт -  приходит на работу в детский дом воспитатель с высшим образованием, большим педагогическим опытом, а через два месяца увольняется? А вот в детском доме, где воспитывался В.Ф. Якименко, работала нянечка тётя Соня, у которой за плечами всего несколько классов школьного образования, но все девчонки делились с ней своими сокровенными тайнами. Вспоминает Виктор Фёдорович уборщицу Гуровну – за ней стайкой вся малышня ходила. Ей доверяли больше, чем воспитателю… От шофёра дяди Васи детдомовские пацаны учились водительскому делу, наверняка многим пригодились эти навыки в жизни… Так значит, образование в этом случае – не самое главное. Намного важнее, чтобы дети к тебе шли, верили… Нужно быть человеком чутким, неравнодушным, понимающим – человеком с «большим» сердцем.

Когда мы беседовали с В.Ф. Якименко, не раз он повторял: «Хорошие учителя у меня были, настоящие…» Отрадно, что теперь и ученики – выпускники политехнического колледжа г. Торжка,  которым Виктор Фёдорович преподавал общественные дисциплины, отзываются о нём как о хорошем человеке, способном понять, дать добрый совет, поддержать в трудную минуту, а если есть за что – и пожурить…

Все эти воспоминания и легли в основу постановки «Детдомовцев», на которой нам удалось побывать в санатории Митино.

…В небольшой уютной комнате лётчик, подполковник в отставке, бывший  директор детского дома Алексей Иванович, пишет мемуары о детдомовской жизни. Поиск документов в архивах, поездки по разным городам, куда разбросала судьба бывших детдомовцев, по крохам собираются материалы…

Звонок в дверь, на пороге появляется миловидная женщина… И вдруг Алексей Иванович в чертах её лица узнаёт  Жанку Орлову, с которой вместе росли в детском доме. И тут всплывают воспоминания. Из спектакля мы узнали историю первой любви Жанны и Вити… Судьба развела парня и девушку после выпускного. Первая любовь редко бывает счастливой. Многое между влюблёнными осталось недосказанным, несвершившимся… Витька трагически погиб, спасая людей из огня, так и не узнав, что у него есть сын – всё-таки осталось Витькино продолжение…

Непростой была жизнь в детском доме в послевоенное время. Много сирот воспитывалось, родители которых погибли или пропали без вести во время Великой Отечественной. Вот и в этом детском доме росли девочка и мальчик с разными фамилиями, но как две капли похожие друг на друга. Это и были Жанка Орлова со своим братом. Нашли их в подвале полуразрушенного дома, дали имена и фамилии, только позже поняли, что дети – родные друг другу. Знали об этом многие, но почему-то скрывали. Так бывает…

Знакомимся  с Мартой Артюховой, тоже детдомовкой. И судьбу этой девушки нельзя назвать лёгкой. Совсем молоденькой девчонкой она оступилась, споткнулась…Родила ребёнка и бросила его. Позже вышла замуж, осознала свою ошибку и пришла за помощью к Алексею Ивановичу, просит помочь вернуть сынишку. Каждый из нас испытывал в тот момент разные чувства – кто-то презрение, кто-то жалость к горе-мамаше, кто-то -  сострадание. Автор задаётся вопросом: «дети-цветы жизни, но почему кто-то решает, что цветами можно только любоваться? За ними нужно ухаживать, заботиться, поливать в конце-концов…» Алексей Иванович сам вырос в детском доме, и как никто другой понимает, что это такое – жить без матери…У многих в зале наворачиваются слёзы, когда мальчик, увидев свою маму Марту, с радостью крикнул: «Мама, мамочка, ты вернулась!...»

«Вот она, жизнь, уложи её в книжную строчку», -  задумывается автор. И вместе с ним зрители понимают – на свете появилось ещё два счастливых человека…

Думаю, нет смысла пересказывать весь спектакль, его нужно видеть, чтобы сделать для себя какие-то выводы. Скажу лишь, что «Детдомовцы» схватили за душу наверняка каждого, с первой сцены мы стали сопереживать. Каждый момент привлекал по-своему. У многих возникло желание посмотреть постановку ещё раз – ещё раз разделить горе и радость главных героев.

Кто знает, может быть, посмотрев постановку, у кого-то в душе, как у нас, что-то защемит, что-то перевернётся, и появится порыв сделать полезное, хорошее, доброе…

После спектакля удалось побеседовать со зрителями. Рядом со мной в зале сидела пожилая женщина, которая то и дело вытирала слёзы. Оказывается, Евгении Александровне Гранаткиной тема детского дома очень близка. После войны её мама и тётя работали в Млевичском детском доме. А маленькую Евгению не с кем было оставить, поэтому её брали с собой. Там она практически и выросла. Вместе с детдомовскими ребятами девочка играла, делала уроки, одним словом – детский дом стал вторым её домом.

 - Весь спектакль проплакала, настолько близка мне эта история…, - делится впечатлениями зрительница.

Ольга Павловна Дзелинская, заведующая клубом санатория Митино, давно знакома с творчеством В.Ф. Якименко. Первый спектакль, который она увидела, называется «Встреча по-русски».

 - Тогда спектакль запал в душу нашим зрителям, помню, среди них присутствовали и дети, но ни один ребёнок не ушёл. Я была потрясена, теперь Виктор Якименко – частый гость в нашем санатории.

Моноспектакль «Встреча по-русски» нашёл своего зрителя, было много откликов. Главная награда для любого артиста – это благодарные аплодисменты, но когда после спектакля они аплодируют стоя – это настоящее признание. Так было после спектакля Виктора Якименко.

Когда мы беседовали с Виктором Фёдоровичем, он выражал искренние слова признательности и благодарности своим верным помощницам, хотя я бы назвала их артистками, так живо, профессионально они играют свои роли. Это Светлана Выдутенко, Татьяна Глава, Наталья Арутюнян.

 - Это настоящие фанатки театра, - говорит Виктор Фёдорович. - Ни один спектакль не проходит без их помощи. Это и декорации, и музыкальное оформление…

В разговоре я не могла не поинтересоваться планами В.Ф. Якименко. Сейчас он работает над новым спектаклем, рабочее его название «Дети войны». Сценарий опять же основан на личных воспоминаниях, можно сказать  - это спектакль про самого себя…

Возвращаясь к спектаклю «Детдомовцы», невольно приходят мысли: оказывается, не нужны фантазии и миллионный бюджет, чтобы поставить хороший спектакль, который заставит задуматься, что-то переосмыслить, по-другому посмотреть на мир, и постараться в жизни не споткнуться …

 Ирина Александрова